Ароматы эпохи: зарождение парфюмерного искусства в нашей стране

Недавно, перебирая арсенал своих бьюти-средств,  я наткнулась на красивый старый использованный флакон из-под духов моей мамы. Сейчас многообразие парфюмерных марок и продуктов никого уже не удивляет, но ведь еще несколько десятилетий назад всё было совсем по другому. 

Я захотела более детально изучить для себя, а заодно и рассказать вам, как же зарождались традиции парфюмерного искусства на просторах нашей родины.  Почему одеколон называется одеколоном. Зачем наши люди годами сохраняли использованные флаконы и чем духи отличаются от туалетной воды. Предлагаю вам немножко окунуться в парфюмерную ностальгию вместе со мной.

duhi sovetskogo soyuza, odekolon, starie duhi

Для начала разберемся что же такое парфюм. Это слово походит от латинского per fumum - «через дым». Именно так, с помощью дыма, подпаливая определенные вещества раньше ароматизировали помещения и одежду. Это мог быть, к примеру, ладан. Через время изобрели дистилляцию и таким способом научились получать концентрированные эфирные масла из цветов или плодов цитрусовых, которые растворяли в этиловом спирте. А чтоб зафиксировать аромат – использовали материалы животного происхождения. Это могла быть амбра, или, к примеру, мускус – жидкость, которой животные метят территорию. Только со временем появились синтетические компоненты. Всё это вместе и принято называть парфюмом.

Тон в парфюмерном деле традиционно задавали французы. До советских времен, до начала Первой мировой войны, жители западной Украины имели более широкий доступ к европейской школе парфюмерии, потому галицкие пани были более «продвинутыми» в этом деле чем, скажем, киевские дамы. Свою роль сыграла всего лишь география. Когда к власти приходят Советы, начинается развитие именно советской парфюмерной промышленности. Фабрики открываются по всему Союзу, в том числе и в Украине. Начиная с 30-40х годов начинается бурное развитие парфюмерной промышленности. Начали выращивать специальные розы в Крыму и это стало основой создания фабрики «Крымская роза». Также были открыты фабрики во Львове и в Харькове(которые работают и до сих пор), фабрика «Алые паруса» в Николаеве.

ukrainskie duhi, sovetskie duhi, sovetskaya parfumeriya

По уровню концентрации ароматических веществ, парфюмерные продукты можно условно поделить на 4 категории: самые сильные, собственно – парфюм, или духи; далее идет парфюмированная вода, туалетная вода, и наименее концентрированный – одеколон. Но в обиходе и в лексиконе наших людей более прочно закрепились всего два названия: духи – это женский парфюм, а одеколон – мужской. Мало кто догадывался какое же отношение ко всему этому имеет немецкий город Кёльн. Слово одеколон (eau de Cologne) означает «кёльнская вода». И именно, так хорошо нам всем знакомый, тройной одеколон является самым ярким примером этого продукта.

troynoy odekolon, duhi sssr, sovetskie duhi

Хотя, если быть более точными, то немножко раньше аналог первого такого одеколона с цитрусовой композицией появился на территории Венгрии. Тройной одеколон стал самым дешевым и самым доступным мужским парфюмом. Его наносили на лицо после бритья. А на улицах больших городов даже устанавливали специальные автоматы – один пшик 15 копеек. Женщины же, в свою очередь, использовали одеколон почти как лекарство от всех болезней. На его основе делали мази и бальзамы, нам натирали ноги и дезинфицировали раны, школьники заправляли ним фломастеры и протирали головки магнитофонов от пыли. А вот пролетариат пошел еще дальше и «ароматизировался» изнутри – принимая тройной одеколон как алкогольный напиток. А вот следующий аромат уже не был таким популярным среди любителей выпить, так как стоили значительно дороже. Классика советской парфюмерии - легендарный «Шипр». 

shipr, duhi sssr, sovetskie duhi

В то время только специалисты знали как это одеколон связан с островом в Средиземном море. Название «Шипр» походит от названия острова Кипр (Cyprus) и создатели данного парфюма преследовали цель создать атмосферу прогулок в этом замечательном месте. Аромат был настолько удачным, что его начали копировать, делать свои версии и этот аромат стал праотцом многих современных ароматов. Но не шипром и тройным единым. Те, кто ехал заграницу, пытались привезти оттуда французский одеколон. И неважно было какой марки – главное чтоб французский. Им пользовались только на большие праздники и торжества. Для тех у кого не было возможности достать французские духи, а тройной одеколон и шипр надоели – появляется новая альтернатива. В 70-х на полках советских магазинов появляется одеколон с громогласным мужским названием «Саша». Создатели парфюма делают тонкий маркетинговый ход, выбирая для названия одеколона самое популярное имя того времени – Александр. На упаковке красовался вдумчивый незнакомый мужчина, фото которого просто взяли из фото банка. Как оказалось со временем, он вообще был немцем по национальности. С годами фото много раз менялось, но одеколон выпускают и ныне.

odekolon sasha, duhi sssr, sovetskiy odekolon

А вот самый известный женский парфюм Николаевской фабрики «Алые паруса»  - «Шахерезада», уже давно снят с производства. Дело в том что духи того времени содержали компоненты, которые сейчас являются под запретом. Духи «Шахерезада» были сложной парфюмерной композицией, без импортной составляющей, и были разработаны одним парфюмером от начала и до конца.

ukrainskie duhi, duhi sssr, shakhrazada

Еще одной гордостью советских парфюмеров были женские духи с громким коммунистическим названием «Красная Москва». Считаю что это самые популярные и классические духи начиная с 60-х и заканчивая развалом Союза. Это был универсальный подарок каждой женщине советского союза.

Существует легенда о том, что на самом деле изначально парфюм был создан не как «Красная Москва», а как «Любимый букет императрицы», и был специально создан для жены Николая II, и аромат включал в себя именно букет запахов именно тех цветов, которые любила императрица. Для того чтобы аромат не уничтожили, со временем его переименовали в «Красную Москву» и уже под этим названием он получил международное признание.

sovetskie duhi, krasnaya moskva, duhi sssr

Говоря откровенно, советские парфюмеры звезд с неба не хватали, ароматы были консервативными и достаточно однообразными. Тон всё же задавали европейцы. Школа советской парфюмерии развивалась отдельно от мировых тенденций и было очень непросто соперничать с западными брендами, из-за отсутствия качественного сырья. Но со временем на фабрики попадает то, о чем французы могли только мечтать.  Советский Союз часто делал финансовые дотации в развивающиеся дружеские страны, например в Индию. Очень часто страны не могли вернуть кредиты и отдавали товаром или качественным сырьем. Таким образом в Советский Союз доставляли масло сандалового дерева или пачули. Такие ингредиенты попадали на маленькие фабрики и мануфактуры, у которых был спец план ограниченного тиража парфюмерной продукции, или новых ароматов.

Но если говорить о массовом производстве, то советские духи не особо радовали качеством, точно так же как и одежда и бытовая техника. Всё же эталоном были французские духи. Это был своего рода знак качества, как американские джинсы или японская техника. Цена на них была достаточно высокая. Если самый лучший и дорогой советский парфюм стоил 15 рублей, то за зарубежный могли отдать и все 60! А это половина средней месячной зарплаты того времени. И конечно же духи еще надо было, как говорится, «достать». Те духи, которые в Союзе считались легендарными – в Европе считались просто хорошими и не больше. Там не было такого дикого ажиотажа и ностальгии, когда на них прошла мода, ведь появлялось очень много новых ароматов. Для советских же людей получение духов всегда было своеобразным праздником.

duhi climat, francuzkie duhi, duhi sssr

Несмотря на это, существует несколько вещей в которых именно украинские парфюмеры стали новаторами. Брендируя духи, часто парфюмеры использовали топонимы в названиях, поэтому можно было встретить духи «Днипро», «Вечерний Львов», «Карпаты» и так далее. Европейская парфюмерия только через 30 лет пришла к таким нейминговым решениям. Была еще одна вещь, которая позволяет назвать наших парфюмеров новаторами, в сравнении с европейскими коллегами. Речь идет о парфюмерии для детей. В 70-х годах Харьковская парфюмерная фабрика начинает выпускать аромат «Антошка», который рекомендуется наносить детям перед тем, как они идут в школу. Но такая продукция продержалась на рынке не долго, ведь по сути, одеколон для детей абсолютно не нужен, так как любой спирт подсушивает нежную детскую кожу. detskiy odekolon sssr, odekolon antoshka

Так же не особо удачно и не особо известно Харьковская парфюмерная фабрика пробовала выпускать ароматы для котов и собак, и стоит заметить, что только через 30-40 лет европейские марки переняли этот маркетинговый ход.

Особое внимание в данной теме я бы хотела уделить флаконам, которые (как и в случае со мной) как правило не выбрасывали после того как закончились духи. Чаще всего потому, что пузырек был красивый сам по себе. Очень распространенным было изготовление флаконов стеклодувами вручную, поэтому каждая бутылочка была своего рода произведение искусства. duhi sssr, krasivie flakony duhov, sovetskaya parfumeriya

Во-вторых, использованный флакон сохранял запах. Туда заливали спирт или воду, и таким образом продлевали жизнь аромата. Еще использованную баночку ставили в сервант или шкаф, для хорошего запаха. Иногда оттуда пахло даже слишком, как и от некоторых людей, которые злоупотребляли духами, да и в наше время это не редкость. Одной из причин было желание человека привлечь к себе внимание, и в определенной мере это показатель неуверенности в себе. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, следует помнить, что удачно подобранный аромат не менее важен, чем одежда или прическа и здесь тоже нужно иметь чувство меры.  Будьте красивыми и пахучими! :)